Ребенок с аниридией в школе и в детском саду

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить! (Сократ)

 

JILL ANN NERBY AND JESSICA J. OTIS в своей книге " Aniridia and WAGR sindrom" подробно описывают,на что надо обратить внимание педагогам,если в их классе( группе) ребенок с аниридией:

" Как помочь ребенку с аниридией чувствовать себя комфортно в классе?

  • Представьте ученика с аниридией по имени, как и всех других. Вопросы, безусловно, будут задавать ученики и их родители. Воодушевите ребенка, чтобы он ответил на эти вопросы сам/сама.
  • Приглашайте ученика с аниридией участвовать в деятельности (физкультура, домоводство и т.д.). Учитель может вносить свои предложения о методах и специальном оборудовании, которые могут быть полезны в некоторых видах деятельности.
  • Во все времена дети любили быть в центре внимания (капитан команды и т.д.). Воодушевите ребенка с аниридией тоже постараться занять особое место.
  • Правила дисциплины должны быть одинаковыми для всех.
  • Разрешите ребенку  с аниридией ходить по  классу, так он привыкнет,что где находится.
  • Ребенок с аниридией может не знать и, следовательно, не интересоваться  событиями, происходящими на расстоянии, так как он не замечает их. Например, кивки, выражения лиц, движения рук. Поэтому, надо будет, например, сказать: «Джейн, в задней части комнаты на компьютере лежит зеленая папка, не могла бы ты принести мне ее?».
  • В случае необходимости предоставьте побольше места для размещения специального оборудования.
  • Других учеников могут заинтересовать проблемы со зрением. Вы можете обсуждать это на уроках.
  • Все дети плохо воспринимают критику других сверстников. Ваше собственное признание ребенка с аниридией может стать примером для класса. Негативные комментарии могут повлиять на самооценку ребенка и, он может впасть в депрессию. Возможно классный руководитель проведет «моральное беседу», чтобы учащиеся помогали людям с ограниченными возможностями.
  • Ребенок с аниридией может принести вспомогательное оборудование в класс.
  • Большинство слабовидящих предпочитают не привлекать к себе внимания, они просят о помощи только тогда , когда это действительно необходимо.
  • Ребенок  с аниридией научится преодолевать препятствия в классе и в школе. Но нужно  помогать ребенку, если есть какие-то проблемы (тускло освещенные области, лестницы, бордюры).
  • Для безопасности ученика с аниридией, а также для всех других детей, двери и шкафы должны быть полностью открытыми или полностью закрытыми."

"Специальные устройства для детей с аниридией:

• Подставки для книг помогут уменьшить усталость.
• Использование черной ручки или темного фломастера, но лучше всего темные чернила. А использование различных цветных маркеров очень проблематично.
• Книги с большим шрифтом. Важен размер, шрифт и расстояние между буквами и линиями.
• Специальная бумага для слабовидящих людей. Эта бумага темная и с прямыми линиями.
• Маркеры помогают сосредоточиться на слове или на печати.
• Так как человек с аниридией чувствителен к свету и бликам, можно использовать кепки.
• Учебники в электронном виде.
• Также можно повысить наклон для удобного чтения.

• Студенты могут использовать диктофон, чтобы делать заметки.

• Говорящий калькулятор, способен выполнить все необходимые расчеты.
• Телевизор закрытой циркуляции (CCTV)- CCTV увеличивает печатный материал на компьютере.
• Компьютеризированные вспомогательные технологии. Есть программы, которые способны расширить печать и графику на мониторе компьютера, такие как ZoomText, Bigshot и Window-Eyes. Спросите учителя, как получить эту технологию для студентов. Есть также программы, которые позволяют человеку говорить в микрофон, и компьютер ищет по голосу.

• Специальные очки.
• Тонированные линзы.  Ребенок должен носить темные очки в помещении и тонированные очки на улице.
• Лупы.
• Биопсийные монокулярные ( телескопические пособия) для просмотра презентаций в классе.

Организация рабочего места:

•Ребенку с плохим зрением удобно сидеть за первой партой. Однако, не все места в первом ряду гарантируют, что ребенок с аниридией увидит все, что написано на доске. Ребенку с аниридией может мешать яркий свет в определенных ситуациях, которые могут вызвать дискомфорт. Также ребенок предпочитает место подальше от окна или от другого яркого света. Ребенку с аниридией полезно сидеть спиной к солнцу.
• Если на доске пишут маркером, то лучше использовать черный и синий цвет.
• Попросите, чтобы кто-то помогал читать ребенку с аниридией.
• Говорите вслух, что вы пишите на доске.
• Если в классе есть ребенок с аниридией, то лучше не стоять спиной к окну (из-за бликов и света).
• Ребенок с аниридией может захотеть ближе рассмотреть схему или даже сидеть на полу (при необходимости).
• Увеличенная копия карты может помочь ребенку.
• Если ребенку с аниридией можно смотреть телевизор, то повольте ему сесть поближе, чтобы все видеть.  

Если фильм с субтитрами попросите кого-нибудь читать вслух.
• Постарайтесь дать заранее задание ребенку с аниридией.
• Ребенку с аниридией часто требуется побольше времени, чтобы выполнить задания. Если вы видите, что ребенок хорошо разбирается в данной теме, то вы можете сократить задание.
• При копировании тестов убедитесь, что распечатка удобна для ребенка с аниридией. Не используйте красные, зеленые и синие цвета.
•  Слабовидящим детям легче отвечать прямо на тесте.
Многие студенты с аниридией могут читать книги с обычным шрифтом, хотя им, возможно, придется поднести книгу ближе к глазам и использовать оптические средства. Они также могут потребовать больше времени, чтобы выполнять задания.
• Если ребенку более комфортно читать книги с большим шрифтом, то они могут получить их от специального учителя.

Учителя часто беспокоятся о слабовидящих учениках. Важно не проецировать свои собственные страхи на ребенка с аниридией. Тем не менее, ребенок с плохим зрением не должен быть исключен из деятельности, полагая, что он может навредить себе, если не выполнить указания врача или врача-офтальмолога.
С другой стороны, некоторые дети предпочитают не участвовать в некоторых мероприятиях. Ребенку с аниридией  может оказаться очень трудно участвовать в играх с мячом. Опять же, вы можете проконсультироваться с преподавателем и представить предложения о том, как студент с аниридией может участвовать в спортивных мероприятиях, таких как оказание помощи тренеру команды и т.д. Некоторые из этих предложений могут быть полезны всем в школе.
• Пожарные учения, ребенок с аниридией должен идти рядом с учителем или одноклассником, следуя за другими.
• Аудитория- ребенок может выбрать, где ему сидеть.
• Экскурсии, при посещении театра, музея и других экспонатов, вы можете уведомить персонал, что есть слабовидящий студент в классе. Если вы предупредили заранее, то они могут позволить ребенку с аниридией выйти за пределы барьеров и коснуться некоторых экспонатов.
• Столовая- нужно показать ребенку с аниридией, где что находится.

•  Ребенка, у которого было плохое зрение с рождения, возможно, придется учить изображению тела и пространственных представлений, что для зрячего ребенка само собой разумеющееся. Например, ребенку может понадобиться, узнать такие пространственные понятия, как «выше», «ниже» и «рядом» по отношению к себе и к другим. Ребенок должен научиться конкретным образовательным опытам. При использовании реальных объектов он может узнать об окружающей среде, окружающей его.
• Важно помнить, что если у ребенка плохое зрение с рождения, то он может и не знать, что другие видят по-другому. Постепенная потеря зрения также сложна для ребенка. Например, ребенок может не понимать, что у него повышенное давление в глазах и глаукома.
• Очень важно, чтобы учителя и родители поддерживали ребенка и помогали достичь максимального потенциала в жизни.
Некоторые возможные симптомы, предупреждающие ухудшения зрения, размещены в одной из трех основных групп, перечисленных ниже.
• Физические изменения около глаз или на лице, например, покраснение глаз. Ребенок может жаловаться на боль в глазах. Частое трение глаз, когда ребенок косит, мигает, хмурится- признаки ухудшения зрения.
• Ребенок может жаловаться, что предметы выглядят размыто или что, он не может увидеть что-то на относительно близком расстоянии. Он может держать руки близко к глазам. 
• Изменение в поведении- ребенок может стать раздражительным во время работы у доски или концентрировать внимание, чтобы смотреть что происходит в классе.

Выясняем некоторые распространенные заблуждения о зрении
• Очки не всегда помогают скорректировать плохое зрение.
• Близкое чтение книг  повредит зрению. Люди с аниридией часто так читают из-за мелкого шрифта.
• Не повредит глазам и близкий просмотр телевизора.
•  Тусклый свет  повредит глазам. В результате некоторых глазных заболеваний (врожденное отсутствие радужной оболочки, катаракта, альбинизм), ребенку может потребоваться тусклое освещение для того, чтобы визуально чувствовать себя более комфортно.
• Потеря зрения одного глаза не уменьшит зрение на 50%."

Выражаев огромную благодарность Международному фонду аниридии за предоставленную информацию.

Для получения дополнительной информации об аниридии, пожалуйста, посетите Международный Фонд Аниридии и сайт www.aniridia.net. На этом сайте есть специальная страница для учителей. Если у вас есть полезные предложения, которые не были напечатаны, пожалуйста, присылайте их teachers@aniridia.net, чтобы AFI добавил их на сайт.